Послание Президента Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаева народу Казахстана

2 сентября 2019 года

Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана

Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана

Уважаемые соотечественники!
Уважаемые депутаты, члены Правительства!

Поздравляю всех с началом нового парламентского сезона!
Мы подходим к важному этапу в новейшей истории нашей страны.
Почти 30 лет назад мы провозгласили свою Независимость, исполнив тем самым многовековую мечту предков.
За эти годыпод руководством Первого Президента Казахстана – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаеванаша страна превратилась в стабильное и авторитетное в мире государство.
Благодаря прочному единству мы укрепили свою Независимость и создали условия для улучшения благосостояния народа.
Это время сталопериодом созидания и прогресса,мира и согласия.
Наш путь развития получил признание во всем мире какказахстанская модель,или модель Назарбаева.
Сейчас нам представлена возможность приумножить достижения Независимости, вывести страну накачественно новый уровеньразвития.
Мы сможем достичь этих целей, обеспечивпреемственностьполитики Елбасы и проведя системные реформы.
Вам известно, что это составило основумоей предвыборной программы.
Сегодня государственные органы проводят соответствующую работу для ее реализации.
Я непременно исполню обещания, данные народу.
В нашей работе следует исходить из необходимостиполной реализацииПяти институциональных реформиПлана нации, разработанных Елбасы. Следует возобновить работу созданной имНациональной комиссии по модернизации.
Далее хотел бы высказать свои соображения по реализациинаших общих задач, в частности, моейпредвыборной платформы.

І. СОВРЕМЕННОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО.
Обещанная мной политическая трансформациябудет постепенно и неуклонноосуществлятьсяс учетом интересов нашего государства и народа.
Мировой опыт свидетельствует о том, что взрывная,бессистемнаяполитическая либерализация приводит к дестабилизации внутриполитической ситуации и даже кпотере государственности.
Поэтому мы будем осуществлять политические реформы без «забегания вперед», нопоследовательно, настойчиво и продуманно. Наш фундаментальный принцип: успешныеэкономическиереформы уженевозможныбез модернизацииобщественно-политическойжизни страны.
«Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Это еще не свершившийся факт, ацель, к которой мы должны двигатьсяускореннымитемпами.
Эта формула политической системы являетсяосновой стабильностигосударства.
Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию«Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путемпостоянного диалогавласти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики.
Поэтому необходимо поддерживать и укреплятьгражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальныхобщегосударственныхзадач с целью их решения.
Именно для этого создан представительный по своему составуНациональный Совет общественного доверия, который будет работать по ротационному принципу.
В ближайшее время всем нам предстоит осуществить следующие меры.
Первое. Продолжить процесс партийного строительства.
Партия «Nur Otan», благодаря нашему Лидеру и ее ПредседателюНурсултану Абишевичу Назарбаеву, последовательно выполняет нелегкую и ответственную миссиюведущей политической силыстраны.
Мы должны сотрудничать и с другимиполитическими партиями и движениями, проводящими конструктивную политику на благо общества.
Основные проблемы, волнующие наше общество, должны обсуждаться и находить своё решениеименнов Парламенте и в рамках гражданского диалога, ноне на улицах.
Депутатымогутидолжныпользоваться своими законными правами, в том числе направляя запросы в Правительство по злободневным проблемам итребуя от негопринятия конкретных мер.
В то же время отношения между законодательной и исполнительной властями должны бытьвзаимоуважительными, деловыми, без искусственной конфронтации.
Как Глава государства, вижу свою задачу в том, чтобы содействоватьразвитию многопартийности, политической конкуренции и плюрализма мненийв стране.
Это важно длястабильности политической системыв долгосрочной перспективе.
Предстоящие выборы в Мажилис Парламента и маслихаты должны способствовать дальнейшему развитию многопартийной системы в стране.
Второе. Эффективная обратная связь с населением.
Общественный диалог, открытость, оперативное реагирование на нужды людей являютсяглавными приоритетамив деятельности государственных органов.
В Администрации Президента создан отдел, который будет следить закачеством рассмотрения госорганами обращений граждан, принимать по ним оперативные меры.
Зачастую люди вынуждены обращаться к Президенту вследствие «глухоты» и закрытости чиновников в центре и на местах.
Неоднократные жалобы на несправедливость решений в какой-то сфере означают системные проблемы в конкретном госоргане или регионе. Теперь к этому следует относиться именно так, и принимать соответствующие решения.
С целью повышения эффективности работы госслужащих нужно привлечь в их ряды подготовленные молодые кадры.
В то же время, начиная с 2020 года, мы приступим к постепенномусокращению численностигосударственных служащих, а высвободившиеся средства направим на материальное стимулированиенаиболее полезных работников.
К 2024 году количество госслужащих и работников нацкомпаний следуетсократить на 25 процентов.
Третье. Совершенствование законодательства о митингах.
Согласно Конституции наши граждане обладают правом свободного волеизъявления.
Если мирные акции не преследуют цель нарушения закона и покоя граждан, то нужно идти навстречу и вустановленном закономпорядке давать разрешения на их проведение, выделять для этогоспециальныеместа. Причем,не на окраинахгородов.
Но любые призывы к неконституционным действиям, хулиганские акции будут пресекаться в рамках закона.
Четвертое.Укрепление общественного согласия.
Согласие между различными социальными и этническими группами – эторезультат усилий всего общества.
В связи с этим необходимо проанализировать политические процессы и принять конкретные мерыдля укрепления нашего единства.
Нам нужно, учитывая роль казахского народакак государствообразующей нации, продолжать укреплять межэтническое согласие и межрелигиозное взаимопонимание.
Наша позиция:«Единство нации – в ее многообразии»!
Мы продолжим создавать условия для развития языков и культуры всех этнических групп в нашей стране.
Считаю, что роль казахского языка как государственного будет усилена инаступит время, когда он станет языком межнационального общения.
Однако, чтобы достичь такого уровня, нужныне громкие заявления, а наша общая работа.
Кроме того, необходимо помнить, что язык является инструментом большой политики.
Считаю, что для формирования активного гражданского общества необходимоповысить авторитет неправительственных организаций.
Поэтому нам в ближайшее время следует разработать и принятьКонцепцию развития гражданского общества до 2025 года.
Уже начаты подготовительные работы для празднования в следующем году значимых юбилеев и крупных событий.
В предстоящем году мы будем отмечать1150-летие аль-Фараби и 175-летие Абая Кунанбайулы.
В рамках юбилейных мероприятий нужно, не допуская расточительства, популяризировать в народе труды этих гениальных личностей.
Кроме того, следует принять необходимые меры для празднования30-летия Независимости.
Убежден, что такие значимые события будут способствовать воспитанию молодого поколения в духеподлинного патриотизма.

II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН.
Ключевым фактором усиления защиты прав граждан и их безопасности являются глубокие реформы судебной и правоохранительной систем.
Необходимо осуществить ряд серьезных мер поулучшению качества судебных решений.
Право судьи на вынесение решения, исходя из закона и внутренних убеждений, остается незыблемым. Однако следует провести тщательныйанализсудебных решений,обеспечить единообразиесудебной практики.
В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся внеравных условиях. Их возможностинесоизмеримыс ресурсами госаппарата.
Поэтому необходимо внедрениеадминистративной юстиции, какособогомеханизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу.
Впредь при разрешении споров суд будет вправе инициировать сбор дополнительных доказательств,ответственностьза сбор которых, ляжетна государственный орган, а не на гражданина или бизнес.
Все противоречия и неясности законодательствадолжны трактоваться в пользу граждан.
Хотел бы также остановиться на следующем важном вопросе.
Мы отошли от чрезмерных репрессивных мер и жесткой карательной практики правосудия. Вместе с тем в стране все еще имеют место многочисленныетяжкиепреступления.
Мыувлеклисьгуманизацией законодательства, при этом упустив из виду основополагающие права граждан.
Нужно в срочном порядкеужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщини другие тяжкие преступления против личности,особеннопротив детей. Это мое поручение Парламенту и Правительству.
Недавние трагические события вскрыли ипроблему браконьерства, как опаснейшей формы организованной преступности.
Браконьеры экипированы, вооружены, чувствуют свою безнаказанность. Только в этом году от их рук погибли два инспектора по охране животного мира.
Недавно была пресечена преступная деятельность банды браконьеров на озере Маркаколь в Восточно-Казахстанской области.
Это только единичные случаи, но браконьерство пустилоглубокиекорни, в том числе припопустительствеправоохранительных органов. Браконьеры безжалостно уничтожают природу – наше национальное богатство.
Поручаю Правительству в течение двух месяцев принять безотлагательные меры по ужесточению соответствующего законодательства.
С повестки дня не сходит вопроссистемной борьбы с коррупцией.
Необходимо восстановитьантикоррупционную экспертизупроектов нормативных правовых актов центральных и местных органов с участием экспертов и общественности.
Следует законодательно и нормативно регламентироватьответственность первого руководителя ведомства, в котором произошло коррупционное преступление.
Надо также предусмотретьстрогуюответственность сотрудниковсамих антикоррупционных органовза незаконные методы работы и провокационные действия. Имне должнобыть места в следственной практике.
Принцип презумпции невиновностидолжен соблюдаться в полном объеме.
Одной из самых актуальных задач остаетсяполноценная реформа правоохранительной системы.
Образ полиции, как силовогоинструмента государства, будет постепенно уходить в прошлое, она станет органом пооказанию услуг гражданамдля обеспечения их безопасности.
На первом этапе необходимо до конца 2020года реорганизовать работу Комитета административной полиции. Это нужно сделать качественно и без кампанейщины.
Эффективность работы полицейских зависит отпрестижасамой полицейской службы.
На реформу МВД будет направлено173 млрд. тенгев течение трех следующих лет.
Эти средства пойдут на повышение заработной платы, аренду жилья, создание современных фронт-офисов полиции по принципу ЦОНов.
Особое внимание будет обращено на вопросы защиты граждан отприродных явлений и техногенных аварий, которые, к сожалению, стали частым явлением не только в нашей стране, но и во всем мире.
В этой сфере должны работать профессиональные кадры.
Поручаю Правительствуповысить оклады сотрудников гражданской защитыв рамках средств, выделяемых на реформу МВД, и направить на эти цели порядка40 млрд. тенге.
Перед нами стоит задачаформирования боеспособной армиина основе новой концепции.
События в Арыси показали, что в Вооруженных Силах накопились серьёзные проблемы.
Нужно, наконец, упорядочить все военные расходы, укрепить финансовую и общую дисциплину в армии. В то же время следуетповышать престижвоенной службы, материальное оснащение вооруженных сил.
Укомплектованная профессионально подготовленными, преданными Родине офицерскими кадрами и военнослужащими, наша армия должна быть готова к отражению угроз безопасности страны в новых геополитических реалиях.

III. РАЗВИТАЯ И ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭКОНОМИКА.
Экономика Казахстана поступательно развивается, несмотря на трудности, имеющие глобальную природу.
С начала года показатели экономического роста превышают среднемировые значения.
Если мы проведем необходимые структурные изменения, то к 2025 годусможем обеспечить ежегодный устойчивый рост валового внутреннего продукта на 5% и выше.
Для придания нового импульса экономике Администрации Президента и Правительству следует детально изучить все предложения отечественных и зарубежных экспертов.
Нам нужно реализовать рядструктурных задачв рамках предложенной Елбасы долгосрочной стратегии развития до 2050 года и Плана нации.
Первое.Отказ от ресурсного менталитета и диверсификация экономики.
«Экономика знаний», повышение производительности труда, развитие инноваций, внедрение искусственного интеллекта стали основными факторами глобального прогресса.
В ходе реализациитретьей пятилетки индустриализациинам необходимо учесть все допущенные ошибки.
Правительство в этих вопросахдолжноучесть все мои замечания ив полной меревыполнить соответствующие поручения.
Нам следуетповысить производительность труда как минимум в 1,7 раза.
Стратегическая задача – это укрепление авторитета страны в Центральной Азии в качестверегионального лидера.
Это обозначенный Елбасыполитический курс.
Второе. Повышение отдачи от квазигосударственного сектора.
Наши государственные компании превратились вгромоздкие конгломераты, международная конкурентоспособность которых вызывает сомнения.
В целях сокращения неоправданного присутствия государства в экономике мною было принято решение о введениимораторияна создание квазигоскомпаний.
Нам нужно понять, каков реальный вкладФонда национального благосостоянияв рост благосостояния народаза прошедшие 14 лет с момента создания Фонда.
Правительство вместе со Счетным комитетом в трёхмесячный срок должны провестианализ эффективностигосударственных холдингов и нацкомпаний.
Квазигосударственные компании зачастую конкурируют между собой на одном поле. В сфере жилищной политики, например, одновременно работают7 государственных операторов, и это только на центральном уровне!
Количество государственных компаний можно и нужно сократить.
При этом следует аккуратно подходить к деятельности госкомпаний, работающих встратегических секторах.
Контроль государства над ними должен сохраниться. В противном случае, вместо государственных монополистов мы получим частных монополистов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Правительству необходимо системно и предметно заниматься вопросамиценообразования и тарифов. Это касается и товаров и услугестественных монополистов. Не секрет, что цены в нашей страневысокие– от продуктов питания и одежды до стоимости различных услуг.
Например, вызывает вопросы, почему авиабилеты основного авиаперевозчика по наиболее востребованным маршрутам гораздодороже, порой до 30%, чем в Европе?! Чем обоснована сравнительно высокая стоимость услуг наших аэропортов?
Почему стоимость авиатоплива для иностранных перевозчиков в казахстанских аэропортах выше, чем для отечественных?
В результате авиационная отрасль Казахстана теряет свою международную конкурентоспособность, снижается транзитный потенциал страны.
При попустительстве профильного министерства, ведомствсоздан искусственный дефицит билетов в железнодорожных пассажирских перевозках.
Необходимо срочно навести порядок в этих сферах.
Наша цель – обеспечить полноценноеразвитие рыночных институтов и механизмовпри стабилизирующей роли государства.
При этомнельзя забывать и об «экономике простых вещей». Это приоритетное направление нашей работы.
Третье.Эффективный малый и средний бизнес – прочная основа развития города и села.
Малый, в особенности микробизнес,играет важную роль в социально-экономической и политической жизни страны.
В первую очередь, он обеспечивает постоянную занятость жителей села, снижает безработицу. Формируя налоговую базу, также пополняет местный бюджет.
Кроме того, развитие массового предпринимательства дает возможность избавиться от укорененных в сознаниипатерналистских установок и иждивенчества.
Поэтому государство продолжит оказывать поддержку бизнесу.
На эти цели из Национального фонда выделенопорядка 100 млрд.тенге.
Однако, по мнениюэкспертов, пользу от финансовой поддержки получаюттолько хозяйства, аффилированные с местными властями.
На самом деле в рамках новых проектов должны были создаваться новые компании и рабочие места.
Это напрямую связано с «экономикой простых вещей».
Но акимы на местахдолжным образом не выполнили организационную работу.
По этой причине не были созданы условия для увеличения налоговой базы, пенсионных взносов, укрепления местного бюджета.
В этой связипоручаю Счетному комитету и министерству финансов осуществлятьстрогий контроль над расходованием средств.
В нашей стране достаточно успешных примеров развития предпринимательства. Мы всем обществом должны поддержать малый бизнес.
Поручаю Правительству разработать законодательную основуосвобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года.
Соответствующие поправки в законодательство должны вступить в силу с 2020 года.
С января 2020 года вступит в силу мое решениео трехлетнем запрете на проверкисубъектов микро- и малого бизнеса.
Мыверим в добропорядочность и законопослушностьнашего бизнеса, который должен нести ответственностьперед потребителями и гражданами. В период действия моратория необходимо активизироватьинструменты саморегулирования, общественного контроля.
В случаях нарушения субъектами бизнеса предписанных норм и правил, особенно, в санитарно-эпидемиологической сфере, такие компании будутзакрываться, их владельцы – привлекаться кответственности.
Таким образом, мыснижаем нагрузкуна бизнес.
В то же время он по-прежнему наталкивается на многочисленные проблемы, связанные с действиямиправоохранительныхиконтролирующихорганов.
Участились случаирейдерства в отношении МСБ.
Моя позиция по этому вопросуизвестна: любые попытки воспрепятствовать развитию бизнеса, особенно малого и среднего, должны рассматриваться какпреступления против государства.
В этой связи нужны дополнительные мерызаконодательного характера. Парламент и Правительство должны предложить решение данной проблемы.
В то же время необходимо усилитьпротиводействие теневой экономике, ужесточить борьбу с выводом капиталов, уходом от уплаты налогов.
Далее. Систему государственнойфинансовойподдержки МСБ нужно «перезагрузить», отдавая приоритетновым проектам.
Поручаю Правительству в рамках новой «Дорожной карты бизнеса» выделить на эти цели дополнительно250 млрд. тенгев следующие три года.
Нужно активно внедрятьновые формы поддержки бизнесас упором на социальные аспекты – создание семейных бизнесов, в первую очередь длямногодетных и малообеспеченных семей.
Следует обратить особое внимание и на развитиетуризма, в особенности эко- и этнотуризма, как на важную сферу экономики.
750-летие Золотой Ордынужно отметить с точки зрения привлечения внимания туристов к нашей истории, культуре, природе.
Для развития туризма важно обеспечить строительство необходимой инфраструктуры, в первую очередь дорог, а также готовить квалифицированных специалистов.
Четвертое. Поддержка национального бизнеса на международных рынках.
Предстоит решительно повысить эффективность господдержки компаний, работающих на экспорт.
Я говорю, прежде всего, осреднем бизнесе.
Между тем, у нас отсутствуют действенные меры государственной поддержкиименно этого сегментапредпринимателей. Прежде всего, в областисбытапродукции. Нужно поддержать наш МСБ.
Поручаю Правительству в рамках Госпрограммы индустриально-инновационного развития разработать комплекс мер поподдержке высокопроизводительного среднего бизнеса, включая налоговое, финансовое, административное стимулирование.
Необходимо серьезно активизировать работу по привлечениюпрямых иностранных инвестиций, без которых резервыдальнейшегороста экономики будут ограничены. Это одна из приоритетных задач исполнительной власти.
В рамках Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года для каждой отрасли и региона установлены соответствующие целевые показатели.
Их достижение –прямая ответственностьруководителей госорганов, особенно, акимов регионов.
Казахстан взял курс на развитиецифровой экономики.
Здесь предстоит большая работа. Наша задача – усилить лидерство в регионе по уровню развития инфокоммуникационной инфраструктуры.
Правительству предстоит адаптировать законодательство подновые технологические явления: 5G, «Умные города», большие данные, блокчейн, цифровые активы, новые цифровые финансовые инструменты.
Казахстан долженстать брендом в качестве открытой юрисдикции для технологического партнерства, строительства и размещения дата-центров, развития транзита данных, участия в глобальном рынке цифровых услуг.
Правительству следует продолжать оказывать содействие деятельности Международного финансового центра, который, по-сути, приобрел Конституционный статус. Международный финансовый центр «Астана» мог бы статьплатформой для развития новейших цифровых технологийсовместно с Назарбаев Университетом.
Пятое. Развитый агропромышленный комплекс.
Сельское хозяйство – нашосновной ресурс, но он используется далеко не в полной мере.
Мы имеемзначительныйпотенциал для производстваорганическойиэкологически чистойпродукции, востребованной не только в стране, но и за рубежом.
Мы должны поэтапно увеличить количествоорошаемых земель до 3 млн. гектарк 2030 году.
Это позволит обеспечить рост объема сельхозпродукции в 4,5 раза.
Министерствам торговли и интеграции, сельского хозяйства следует решительноподдержать фермеров со сбытомих продукции на внешних рынках.
Соответствующее поручение Правительство уже имеет. Это приоритетная задача.
Далее. Нужно отходить от сырьевой направленности экспорта сельхозпродукции, которая достигла 70%, в то время как перерабатывающие предприятия загружены всего на 40%.
Актуальной задачей является привлечение в сельское хозяйство иностранных инвесторов. Переговоры уже ведутся, Правительству нужно достичь конкретных результатов.
Хочу отдельно остановиться на волнующем общество земельном вопросе.
Как Глава государства еще раз заявляю:наша земля продаваться иностранцам не будет. Мы этого не допустим.
В этом вопросе нужно прекратить все домыслы. При этом наша задача – обеспечить эффективное использование земель.
Вопроснеэффективного использования земельных ресурсовстановится все более актуальным.
Положение усугубляется низким уровнем прямых налогов на землю.
Многие из тех, кто получил бесплатно от государства право аренды на землю,держат землю впрок, не работая на ней. В стране сложился целый слой так называемых«латифундистов». Они ведут себя как «собака на сене».
Пора приступить к изъятию неиспользуемых сельхозземель.
Земля – наше общее богатство и должна принадлежать тем, кто на ней работает.
Правительству и Парламенту следует предложить соответствующие механизмы.
Это тем более важно, что без решения этого вопроса уженевозможнокачественное развитие отечественного АПК.
Сегодня увеличение производства мяса упирается не столько в проблему маточного поголовья, сколько в проблему нехватки у фермеровземли для выращивания кормовых культур. Обеспеченность кормами составляет менее 60%.
Повышение продуктивности сельского хозяйства невозможно безорганизации надлежащих условий для качественной жизни на селе.
Мы продолжим реализацию специального проекта Елбасы «Ауыл – Ел Бесігі».
Нам предстоит решить крайне непростую проблему содержания небольших населенных пунктов. Разработаны региональные стандарты, которые теперь следует внедрить в более чемтрех тысячахопорных и спутниковых сельских населенных пунктах.
Поручаю Правительству направить на реализацию «Ауыл – Ел Бесігі»90 млрд. тенгев следующие три годадополнительнок 30 млрд. тенге, выделенным в этом году.
Эти средства пойдут как на решение инфраструктурных вопросов – транспорт, водоснабжение, газификация, так и на ремонт и строительство школ, больниц, спортивных площадок.
Расходование данных средств должно быть на строгом контроле всех госорганов.
Шестое. Справедливое налогообложение и разумное финансовое регулирование.
Несмотря на рост ВВП и доходов населения,имущественное расслоениевнутри казахстанского общества сохраняется идаже усиливается.
Это тревожный фактор, требующий к себе особого внимания.
Считаю, что необходимомодернизировать налоговую системус фокусом на более справедливое распределение национального дохода.
Правительство должно обратить внимание и нарастущий объем социальных отчислений.
С одной стороны, эти сборы обеспечивают стабильность социальной и пенсионной систем.
Однако есть риски, что работодателиутратят стимулы к созданию рабочих мест и повышению заработной платы. Бизнес будет уходить в тень.
Поэтому поручаю Правительствуотложить введениедополнительных пенсионных отчислений в размере 5%до 2023 года. Затем вернемся к этому вопросу.
За это время Правительство, представители бизнеса и эксперты должны просчитать варианты и прийти к согласованному решению с учетом интересов как будущихпенсионеров, так иработодателей.
Правительство должно наложить запрет на все выплаты, не предусмотренные Налоговым Кодексом. Это, по сути, дополнительные налоги.
Отдельная проблема –повышение качества текущей налоговой системы.
Она должна стимулировать компании инвестировать в человеческий капитал, в повышение производительности труда, техническое перевооружение, экспорт.
Следует повсеместно вводитьбезналичные платежи, устранив сдерживающий фактор –высокую комиссию банков. Для этого необходимо активно развивать небанковские платежные системы с соответствующимиправилами регулирования. При очевидной простоте и привлекательности данного сегмента онне долженпревратиться в канал по отмыванию денег и вывода капитала из страны. Национальному банку следует наладитьдейственный контрольв этой сфере.
Следующий вопрос. Для поддержки экспортанесырьевой продукциипредстоит рассмотреть вопрос применения болеепростых и быстрых процедур возврата НДС.
Один из самых проблемных вопросов нашей экономики – недостаточный объем еекредитования. За последние пять лет общий объем кредитования юридических лиц, а также малого и среднего бизнесасократилсяболее чем на13%.
Банки второго уровня ссылаются на дефицит хороших заемщиков и закладываютчрезмерныериски в стоимость кредитных средств.
Проблема качественных заемщиков, конечно, есть. Но нельзя заниматьсяперекладыванием ответственности, идти только по легкому пути.
Я ожидаю слаженной и эффективной работы Правительства и Нацбанка по этому вопросу.
Другая проблема –закредитованность, особенно социально уязвимых слоев населения, повлекла за собой необходимость принятия экстренных мер. Вы об этом знаете.
Эта проблема приобрела социальную иполитическуюостроту.
Поэтому поручаю Правительству, Нацбанку в течение двух месяцев подготовить к внедрению механизмы, которые гарантированно не допустят повторение такого положения.
Недостаточная эффективностьденежно-кредитнойполитики становится одним изтормозовэкономического развития страны.
Следует обеспечитькредитование бизнесабанками второго уровня на приемлемых условиях и надлительный срок. Нацбанку до конца года необходимо завершитьнезависимую оценку качества активовбанков второго уровня.
Седьмое. Вопрос эффективного использования Национального фонда.
Необходимо снизить использование средств Национального фонда для решения текущих проблем.
Этосредства будущих поколений.
Трансферты Национального фонда должны выделяться только на реализацию программ и проектов, направленных на повышение конкурентоспособности экономики.
Объем гарантированных трансфертов с 2022 года постепенно должен быть снижен до2 триллионов тенге.
Необходимо значительно повыситьэффективность инвестиционной политикипри использовании средств фонда.
Поручаю Правительству совместно с Национальным банком до конца года подготовить конкретные предложения по совершенствованию механизма распоряжения средствами Национального фонда.
Восьмое. Повышение уровня заработной платы.
Доходы крупных горнодобывающих компаний растут, но мы видим, чтозарплаты наших граждансущественно не увеличиваются.
Что касается социального положения населения, Правительство должнопроявить настойчивостьв решении этого вопроса.
Поручаю Правительству рассмотреть возможностистимулировать работодателей увеличивать фонд оплаты труда.

ІV. НОВЫЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ.
Бюджет страны должен быть ориентирован на две основные цели – развитие экономики и решение социальных проблем.
В социальной сфереособое вниманиеследует уделить следующимнаправлениям.
Первое.Повышение качества образования.
В нашей стране до сих пор не разработана эффективная методика учета баланса трудовых ресурсов.
Фактически отечественная система подготовки специалистов оторвана от реального рынка труда.
Около21000 выпускниковшкол ежегодно не могут поступить в профессиональные и высшие учебные заведения.
Эта категория молодых людей пополняет ряды безработных и маргиналов. Многие из них попадают под влияние криминальных и экстремистских группировок.
Мы должны перейти к политикепрофориентации на основе выявления способностейучащихся.
Эта политика должна лечь в основу национального стандарта среднего образования.
Спрос на специалистов технической сферы в нашей экономике очень высок, однако возможности отечественного образования недостаточны. Предприятия вынуждены приглашать соответствующих специалистов из-за рубежа. Нам нужно незамедлительно исправить ситуацию.
Растетразрыв в качестве среднего образования между городскими и сельскими школами.
Основная проблема –дефицит кадров квалифицированных педагоговна селе.
Поэтому следует расширить сферу действия программы«С дипломом – в село»и продолжить работу на новом уровне. Поручаю Правительству со следующего года довести финансирование данной программы до20 млрд.тенге.
Необходимо отбирать талантливую сельскую молодежь и готовить ее для обучения в отечественных и зарубежных вузах.
Поручаю Правительству разработатьДорожную карту по поддержке одаренных детейиз малообеспеченных и многодетных семей.
Правительство и акимы должны также обеспечить таким детям возможность посещать кружки, центры и летние лагеря.
Отдельно хочу остановиться на качествевысшего образования.
Лишь половина высших учебных заведений страны обеспечивает60-процентный уровеньтрудоустройства своих выпускников.
Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о сокращении числа таких учебных заведений.
Не секрет, что есть университеты, которые вместо качественного обучения занимаютсяпродажейдипломов.
Ликвидировав их в первую очередь, мы должны направить все наши усилия на повышение качества образования.
Еще одна проблема, связанная с образованием, – этонеравномерное финансированиеи неэффективность действующей системы управления в регионах.
Необходимо перенести функции управления образовательными учреждениями и бюджетного администрированияс районного на областной уровень.
Необходимо ввести особый порядок финансирования для каждого уровня образования.
Еще один актуальный вопрос – этопроблема качества учебников.
Обеспечение школьников качественными учебниками – прямая обязанность профильного министерства.
Эти меры не дадут эффекта, если мы не улучшим социальное положение учителей и преподавателей.
Поэтому я на Августовской конференции поручил в течение предстоящих четырех лет повысить заработную плату учителей в два газа. Это значит, что со следующего года заработная плата педагоговувеличится на 25%.
Особого внимания требует ситуация в науке. Без нее мы не сможем обеспечить прогресс нации. Другое дело, насколько качественна и эффективна наша наука?
Правительству следует рассмотреть данную проблему под углом зрения повышения уровня научных исследований и их применения на практике.
Второе. Поддержка института семьи и детства, создание инклюзивного общества.
Вопросы защиты прав ребенка и противодействия бытовому насилию должны быть нашим приоритетом.
Следует целенаправленно заняться проблемой высокойсуицидальностисреди подростков.
Нам предстоит создать целостнуюпрограмму по защите детей, пострадавших от насилия, а также их семей.
Особое внимание должно уделяться семьям, у которых на попечении находятся дети с ограниченными возможностями. Только по официальной статистике на учете по инвалидности состоитболее 80 тысяч детей.
Правительству следует разработать меры по улучшению медицинского и социального сопровождениядетей с диагнозом ДЦП.
Необходимо расширитьсеть малых и средних центров реабилитациидля детей в «шаговой доступности».
Мы обязаны создавать равные возможности длялюдей с особыми потребностями.
Я говорил об этом в рамках своей предвыборной платформы. Теперь поручаю Правительству выделить на данные цели не менее58 млрд. тенгев течение трех лет.
Особого внимания требуют вопросы укрепления здоровья нации. Важно развиватьмассовый спортсреди всех возрастных групп населения.
Нужно обеспечитьмаксимальную доступность спортивной инфраструктуры для детей.
Развитие массовой физической культуры должно стать пирамидой, на вершине которой будут новые чемпионы, а у её основания мы получим здоровую, активную молодёжь и, в конечном счете, сильную нацию.
Необходимо законодательное обеспечение этого курса, а также принятиеКомплексного плана по развитию массового спорта.
2020 год объявлен«Годом волонтера». Актуальная задача – расширить участие граждан, особенно молодежи, студентов и учащихся в добровольческой деятельности, привить им навыки активной жизненной позиции. Это важная составляющая часть нашей работы по укреплению гражданского общества.
Третье. Обеспечение качества и доступности медицинских услуг.
Здесь дают о себе знать региональные дисбалансы в показателях здоровья населения, особенно поматеринской и младенческойсмертности.
Да, этот показатель снижается, но все ещевысоки значительно превышает уровень развитых стран.
Правительству предстоит создать перечень приоритетов для каждого региона по конкретным нозологиям в медицине и внедрить бюджетное финансирование на его основе.
С 1 января 2020 года в Казахстане запускается системаобязательного социального медицинского страхования.
Хочу донести до каждого: государство сохраняетгарантированный объем бесплатной медицинской помощи. На его финансирование будет направлено более2,8 трлн. тенгев течение следующих трех лет.
В свою очередь, реализация ОСМС призвана улучшить качество и доступность медицинских услуг.
В рамках трехлетнего бюджета будет направлено дополнительно более2,3 трлн. тенгена развитие системы здравоохранения.
Правительству нужно предельно ответственно подойти к вопросу реализации социального медстрахования во избежание его очередной дискредитации.
Права на ошибку у нас уже нет.
Четвертое. Поддержка работников культуры.
Мы не уделяем должного внимания гражданам, работающим в сфере культуры.
Это касается, прежде всего, сотрудников библиотек, музеев, театров и артистов.
Их заработная плата в последние годы практически не увеличивалась.
Вследствие этого работники культуры, прежде всего молодые специалисты, не имеют возможности участвовать в льготных жилищных программах.
Такая ситуация ведет к снижению престижа данной профессии, дефицит соответствующих кадров стал уже очевидным.
Правительство должно со следующего года увеличить зарплату работников культуры.
Кроме того, социальные льготы, которые действуют в сферах образования и здравоохранения, должны быть предоставлены и работникам культуры.
Пятое. Дальнейшее развитие системы социальной поддержки.
Государством предпринимаются все меры для поддержки нуждающихся граждан.
Но ряд принятых решений были не совсем выверены.
В результате мы получили серьезныйрост патерналистских настроений. За 5 лет численность получателей адресной социальной помощи в Казахстане вырослас 77 тыс. человек до более чем 1,4 млн.
Объем выделяемых из бюджета средств на социальную поддержку с 2017 года увеличилсяв 17 раз и более.
Другими словами, все больше людей предпочитают не работать либо, что еще хуже, утаивают свои доходы для получения социальной помощи. Факты получения социальной помощи состоятельными семьями освещались в средствах массовой информации.
Еще раз отмечу. Наше государствопо Конституцииявляется социальным и поэтому должно выполнять свои обязательства перед гражданами.
Правительство в своей работеобязаноисходить из этого принципа, а резервы необходимо находить за счет сведения на нет всех неэффективных расходов и повышения доходов.
Такие резервы, безусловно, имеются. Министерство финансов проводит работу по увеличению доходов. Но нужны дополнительные усилия. Например, в отношении таможни.
Елбасы на заседании политсовета партии «Nur Otan» обратил особое внимание наупорядочение процесса государственных закупок. Министерство финансов приступило к оптимизации закупок, но необходимы меры законодательного характера.
Госзакупки таят в себеогромный резерв(по некоторым подсчетам до 400 млрд. тенге в год), который мог бы пойти на решение острыхсоциальныхвопросов.
В 2018 году объем госзакупок составил4,4 трлн. тенге, из которых3,3 трлн. тенгеили 75% осуществлены неконкурентным способом из одного источника.
Пора закрыть эту«кормушку» для чиновникови разного рода«прилипал».
Возвращаясь к адресной социальной помощи, Правительству следует скорректировать механизм ее выделения, чтобы она сталапрозрачной,справедливой, мотивировала к труду, а не к праздному образу жизни. Помощь в основном должны получать те, кто трудится.
В то же время нужно позаботиться о детях из малообеспеченных семей. Для них необходимо ввестигарантированный социальный пакет– регулярную помощь детям дошкольного возраста, бесплатное горячее питание для всех школьников, обеспечение их учебными принадлежностями и формой, оплату медицинской, в том числе стоматологической помощи, возмещение затрат на проезд в общественном транспорте.
Все эти меры должны вступить в действие с 1 января 2020 года.
Правительству совместно с НПП «Атамекен» предстоит срочно, в течение месяца, разработать специальную программу вовлечения многодетных матерей в микро и малый бизнес, в том числе на дому.
Шестое. Отдельно хочу обратить внимание наразвитие отечественной пенсионной системы, в которой накопились серьезные проблемы.
На текущий момент проблема недостаточности пенсионных сбережений не столь ощутима. Однако ужечерез 10 лет ситуация может измениться. Количество работающих граждан, производящих пенсионные накопления, заметно уменьшится, в то время как количество пенсионеров возрастет.
При этом уровень накоплений и инвестиционных доходов, получаемых с пенсионных активов, остаетсянизким.
Поэтому Правительству совместно с Национальным банком следует провести серьезную работу поповышению эффективности пенсионной системы.
Сейчас работающему человеку пользоваться пенсионными накоплениями можно только после выхода на пенсию. Но понятно желание людей использовать эти средства еще до выхода на пенсию.
Поручаю Правительству до конца года проработать вопрос целевогоиспользования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений, например, для покупки жилья или получения образования.
В целях оптимизации затрат и улучшения качества инвестиционного управления активами поручаю Правительству изучить вопрос консолидации внебюджетной системы социального обеспечения путем созданияединого социального фондаи введенияодного социального платежа.

V. СИЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ – СИЛЬНАЯ СТРАНА.
В этом направлении нужно сосредоточиться на следующих задачах.
Первое.Повышение эффективности работы местных органов власти.
У людей всегда должен быть доступ к местным властям. Это – аксиома, но не реальность.
Считаю возможным в качествепилотного проектавнедритьсистему оценки населениемэффективности работы местной власти.
Например, если в результате опроса или онлайн-голосованияболее 30%жителей считают, что аким города или села неэффективен – это основание для создания Администрацией Президента специальной комиссии с целью изучения возникшей проблемы с внесением соответствующих рекомендаций.
Второе. Реформа системы межбюджетных отношений.
Очевидно, что текущая система межбюджетных отношений не стимулирует акиматы всех уровней к созданию собственной базы развития – малого и среднего бизнеса. Регионы слабо мотивированы на поиск дополнительных источников доходов.
Со следующего года в распоряжение регионов передаются дополнительные налоговые поступления от МСБ.
Но этого недостаточно. Назрела необходимостьпересмотра организации бюджетного процесса на всех уровнях. Большую роль в этой работе должно сыграть реальноевовлечение населения в формирование местных бюджетов.
Районный, городской и сельский уровни власти должны статьэкономически более самостоятельнымив решении задач местного значения. Их права, обязанности и ответственность следует четко урегулировать в законодательных актах.
Третье. Управляемая урбанизация и единая жилищная политика.
Принятые ранее законы «О статусе столицы» и «Об особом статусе города Алматы» сыграли свою позитивную роль, но сегодня нуждаются в совершенствовании.
Необходиморасширить компетенции акиматов трех самых крупных городов, в том числе и в области градостроительной политики, транспортной инфраструктуры, формирования архитектурного облика.
Большое количество населения городов республиканского значения это уже не предмет гордости, аоснование для обеспокоенностис точки зрения полного обеспечения социально-экономических потребностей жителей.
Мы наблюдаем перенаселенность крупнейших городов и в то же время нехватку людских и трудовых ресурсов в таких городах как, например, Павлодар и Петропавловск, где создаются надлежащие условия для приема новых жителей.
Правительство должно принять действенные мерыпо управлению миграционными процессами.
В своей предвыборной программе я отметил необходимость разработкиединой жилищной политики.
Основной принцип –повышение доступности жилья, особенно для социально-уязвимых слоев населения.
Правительству необходимо разработать единую модель жилищного развития в стране, отойти от практики принятия разрозненных между собой программ.
Например, в рамках программы «7-20-25», которая изначально предполагалась как социальная, средний уровень семейного дохода заемщика должен составлять около 320 тыс. тенге в месяц. Людям с небольшим уровнем доходов участие в ней оказалось не по карману.
Поэтому в этом году по инициативе Елбасы запущена новая программа«Бақытты Отбасы»с льготной ставкой в 2% и первоначальным взносом 10%. Это весьма выгодные условия.
До конца годане менее 6 тыс. семейприобретут жилье в рамках этой программы. В первую очередь, многодетные семьи и семьи, воспитывающие детей-инвалидов. С 2020 года10 тысячтаких семей ежегодно будут обеспечиваться жильем.
Правительству следует определить четкие критерии для участия в программе и обеспечить ее жесткое администрирование. Поддержка должна предоставлятьсяисключительнотем, кто в нейдействительнонуждается.
Мое поручение Правительству – в течение трех летрешитьвопрос предоставления жилья малообеспеченным многодетным семьям, стоящим в очереди. Их у нас около30 тысяч.
Гражданам, которые не располагают доходамидля приобретенияжилья в собственность, надо дать возможность проживания на условияхсоциальной аренды.
На эти цели к 2022 году государством будет выделено свыше240 млрд. тенге.
Следует разработать новые мерывовлечения частного бизнесав эту работу, задействоватьмеханизмы государственно-частного партнерства.
Люди недовольнынепрозрачным процессом формирования и продвижения очередностипри предоставлении акиматами социальных квартир.
Правительству до конца года следует создатьединую национальную системуучета очередниковна арендноежилье, атакже на получениельготных жилищных займов по программе «Бақытты Отбасы».
Несмотря на снижение износа коммунальных сетей с 65% до 57%, данный показатель остается высоким.
Кроме того, из 78 тысяч многоквартирных домов более 18 тысяч требуют ремонта.
Необходимо выделить регионам не менее30 млрд. тенгеза два года в виде бюджетных кредитов на модернизацию и ремонт жилого фонда.
Поручаю Правительству предусмотреть данный механизм и жестко контролировать эффективность освоения этих средств.
Бюджеты развития регионов к 2022 году превысят800 млрд. тенге.
Поручаю акимам совместно с местными маслихатами обеспечитьнаправление половины этих средствна софинансирование модернизации ЖКХ и решение актуальных социальных проблем жителей регионов.
Четвертое. Развитие инфраструктуры.
Очевидно, что жители различных регионов страны имеютразный уровень доступак чистой питьевой воде, природному газу, транспортной инфраструктуре.
Необходимо активизировать работу по нивелированию этого неравенства.
По поручению Елбасы заканчивается строительство первой очереди магистральной сетигазопровода «Сарыарка».
Со следующего года будет начата работа по строительствураспределительных сетейв городе Нур-Султан и Карагандинской, а в дальнейшем в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях.
На эти цели государство выделяет56 млрд. тенге. В результатеболее 2,7 млн. человекполучат доступ к природному газу.
В течение следующих трех лет будет выделено порядка250 млрд. тенгена обеспечение наших граждан чистой питьевой водой и услугами водоотведения.
В поле зрения исполнительной власти должна находиться полная и качественная реализация программы «Нұрлы жол».
Это стратегический проект, благодаря которому действенная модернизация затронет всю транспортную инфраструктуру.
На эти цели до 2022 года государство вложитболее 1,2 трлн. тенгеинвестиций.
Правительство и раньше выделяло огромные средства, но они в подавляющем большинстве ушли в песок, а точнее сказать – в карманы чиновников, однако чистой воды, дорог и прочей инфраструктуры так и не хватает.
На этот раз Правительство и Парламент, вместе со Счетным комитетом должны обеспечить абсолютную эффективность использования бюджетных средств.
Правительству необходимо активизировать работу по улучшению экологии, расширению использования возобновляемых источников энергии, культивированию бережного отношения к природе. В этом отношении одобрения заслуживает кампания«Бірге –таза Қазақстан!», которую нужно продолжить.
Парламенту предстоит обсудить и принять новую редакциюЭкологического кодекса.
В целомПравительство в предстоящий периоддолжно повысить эффективность своей деятельности. Казахстанцы ждут конкретных результатов.

Дорогие соотечественники!

Мы вступили вновый этапреформирования страны. Мы должны качественно выполнить поставленные задачи.
Каждый житель нашей страны долженпочувствовать позитивные изменения.
Я требую от государственных органовоперативной работыи достижения конкретных показателей.
Недопустимо проводитьреформы ради реформ.
У каждого министра и акима должен быть списокосновных индикаторов результативностиработы.
На их основе будет определяться уровень достижения ими конкретных целей.
На членов Правительства, руководителей государственных органов и регионов, государственных компаний и учрежденийвозлагается персональная ответственностьза эффективное осуществление реформ.
С этой целью недавно я подписалсоответствующий Указ. В рамках этого Указа ситуация в стране, в том числе положение населения в регионах,будет конкретно оцениватьсяна основе опросов.
Правительственные структуры, ответственные за социальную и экономическую политику, должны вести конкретную предварительную работу, учитывающую потребности общества. Для этого надо значительно усилить систему контроля, анализа и прогнозирования.
Поэтому, исходя из просьб депутатов, поручаю создать при ПарламентеИнститут анализа и экспертизы законодательства.
Эта структура должна способствовать повышению качества наших законов.

Дорогие казахстанцы!

Мы хорошо знаем обо всех проблемах, которые волнуют народ.
Для улучшения ситуации готовитсяплан действий.
На нас возлагается особая ответственность.
Я возлагаю большие надежды на каждого гражданина, болеющего за судьбу страны.
Казахстан – наш общий дом!
Я призываю каждого из нас внести свой личный вклад в процветание нашей Родины!
Конструктивный общественный диалог – основа согласия и стабильности.
Как вы знаете, в шестом слове назидания великий Абай писал: «Единство должно быть в умах».
Нашим неизменным принципом остаются и крылатые слова Елбасы«Единство народа – наше самое ценное достояние».
Согласие и единство, мудрость и взаимопониманиеспособствуют нашему движению вперед.
Наша цель ясна, путь наш открыт.
Уверен, что вместе мы достигнем новых свершений!
Желаю всем благополучия и успехов!

 

Архив

kn Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни   5 октября 2018
kn «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». 10 января 2018 г.
kn Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». 31 января 2017
kn Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 30 ноября 2015 г.
kn Послание Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана 17 января 2014 года 
kn СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства 14 декабря 2012г.
kn Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г.
kn Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 28.01.2011 г.
kn Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана
kn Послание Президента Ресублики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 6 марта 2009 года.

 

Страница изменена: 27-09-2019
  • Открытое правительство
  • Общественная приемная акима области
  • DAMU